Работа посвящена обзору развития взаимодействия человека и компьютера. В первых разделах кратко описывается история вычислений в «докомпьютерную» эру, а затем ранняя история современного компьютинга, методы управления первыми ЭВМ и задачи программистов на этом этапе. Рассказывается о методах взаимодействия с первыми ЭВМ посредством элементов пульта, перфокарт и перфолент. В разделе, посвященном ЭВМ второго поколения, рассказывается о появлении операционных систем и языков программирования высокого уровня. На этом же этапе появляются такие средства взаимодействия с ЭВМ, как дисплеи и, соответственно, такие средства программирования как диалоговые языки и диалоговые отладчики. Также начинаются исследования по принципам взаимодействия человека и ЭВМ. Рассматривается становление дисциплины «компьютерная графика», развитие пакетов компьютерной графики и появление стандартов интерактивной компьютерной графики. В разделе «Революции в вычислительной технике» в контексте взаимодействия человека и компьютера описываются появление большого количества ЭВМ одной серии, появление первых супер-ЭВМ. Рассматриваются революционные изменения в компьютерной графике и оформление дисциплины «компьютерная визуализация» с ее подобластями «научная визуализация», «визуализация программного обеспечения» и «информационная визуализация», а также «программирование путём демонстраций». Приводится информация о попытке создания ЭВМ пятого поколения на базе использования средств логического программирования. Рассказывается о начальном периоде обучения школьников программированию. Важными этапами становления современного компьютинга стали создание вычислительных сетей и появление персонального компьютинга, а также создание средств современных параллельных вычислений. Важным средством компьютерной визуализации становится виртуальная реальность. Современное состояние человеко-компьютерных интерфейсов характеризуется прежде всего появлением естественных интерфейсов, к которым можно отнести интерфейс мозг-компьютер (нейрокомпьютерный интерфейс, Brain-Computer Interfaces), интерфейсы на основе непосредственного использования нервных импульсов, интерфейсы, основанные на распознавании речи, интерфейсы, основанные на распознавании движения губ, интерфейсы, основанные на распознавании мимики, интерфейсы, основанные на распознавании перемещения взгляда (Eye Gaze или Eye Tracking), тактильные интерфейсы, а также интерфейсы, дающие тактильную обратную связь (позволяющие ощутить прикосновение), интерфейсы, основанные на фиксации движений (motion capture) всего тела человека или отдельных органов (головы, всей руки, кистей рук, пальцев, ног), интерфейсы на базе инструментальных средств захвата движений, в частности, интерфейсы на базе движений ног (foot-operated computer interfaces), жестовые интерфейсы, жестовые языки. Кратко описывается деятельностный подход к проектированию интерфейсов, а также некоторые проблемы массовых интерфейсов. В заключении обсуждается ряд проблем, возникающих в связи с ростом возможностей современных компьютеров. Работа носит характер научно-популярной статьи, она во многом отражает субъективные впечатления автора.
Ключевые слова: история взаимодействия человека и компьютера, компьютерная графика, компьютерная визуализация, вычислительные сети, персональный компьютинг, естественные интерфейсы.Английская версия
Количество просмотров:
Вернуться в раздел Теория визуализации и теория компьютерной метафоры